Продолжаются акции протеста против сфальсифицированных выборов

Владимир ТИТОВ,

«Особая буква»

Еще не «Майдан». Но…

Еще не «Майдан». Но…
Такого в России не наблюдалось уже давно: невзирая на активное противодействие карательных органов, три дня подряд в стране продолжаются массовые народные выступления. Тысячи граждан выходят на демонстрации, требуя отменить результаты выборов.
7 декабря 2011
Итак, миновал третий день протестов против фальсификации выборов. Некоторые горячие головы предлагают на следующий день снова выходить на улицу. Состоятся ли акции протеста 7 декабря и в последующие дни — мы узнаем в скором времени. Однако уже сейчас известно, что требования граждан России поддержали за рубежом и, что еще важнее, «системная» оппозиция заявила о солидарности с участниками уличных протестов. Новые массовые акции заявлены на 10 декабря.

В том, что «выборы» пройдут нечестно, не сомневался никто. Еще за полмесяца до дня голосования газеты и новостные сайты оказались буквально засыпаны рассказами о злоупотреблениях — то есть о том, как власть ковала победу «Единой России». Где-то начальники предприятий, вздрюченные местной администрацией, требовали от подчиненных брать открепительные и голосовать на рабочем месте, за Понятно Какую Партию. Где-то молодой да ранний сити-менеджер втолковывал ветеранам, годившимся ему в деды: «Проголосуете Как Надо — будут вам и льготы, и дотации, и праздничный заказ с колбасой и водкой, а иначе — как в анекдоте, хрен вам от нашей власти». Где-то неприметные, но очень уж самоуверенные людишки шантажировали студентов: поддержите Ту Самую Партию — построим для вас новое общежитие, нет — будете квартиры снимать, вдесятером одну комнатку, хе-хе.

Таких прецедентов было слишком много, чтобы власть могла просто отмахнуться от обвинений в давлении на избирателей, списав все на провокации агентов Госдепа или на избыточное усердие мелких чиновников. Однако руководство страны и не собиралось изображать объективность. «Честная игра» — для наивных романтиков. Серьезным людям нужна победа любой ценой. Даже если для этого придется немного нарушить закон.

Голосование подтвердило худшие подозрения. Независимые наблюдатели зафиксировали многочисленные попытки вбросов и «карусельное голосование» (это делается так: член «избирательной бригады» получает бюллетень и, не заполняя, выносит его с избирательного участка, отдает «старшому», который ставит галочку напротив Всеми Любимой Партии и отдает бумажку следующему рядовому, тот бросает заполненный бюллетень в ящик, с полученным же бланком повторяет операцию, которую проделал его предшественник). Имело место заполнение бюллетеней работниками УИКов, попытки подкупа и запугивания наблюдателей и членов избирательных комиссий, выдворения — с помощью полиции — самых неуступчивых, фальсификации протоколов.

Важно не то, что нарушения имели место. Важно то, что они происходили почти повсеместно.

Первые выступления начались уже в день выборов. В середине дня удальцовские леваки с обманутыми дольщиками попытались прорваться на Красную площадь. В шесть вечера на Триумфальную вышли лимоновцы и примкнувшие к ним несистемные либералы, а в 21.00, когда по всей России закрылись избирательные участки, на площади Революции собрались националисты. Были демонстрации в Петербурге и некоторых других городах. Впрочем, акции протеста в день выборов были не слишком многолюдными. И это естественно. Ведь до того, как будут официально объявлены хотя бы предварительные итоги голосования, протестовать против фальсификаций немного странно.

Однако ситуация переменилась меньше чем через сутки. В ночь с 4 на 5 декабря были оглашены предварительные результаты. «Единая Россия», Всеми Любимая Партия, набрала чуть-чуть меньше половины голосов, утратив полагающееся ей абсолютное и непререкаемое конституционное большинство. Не иначе, вмешались силы ада — ведь «добрый волшебник» Чуров и покорные ему младшие духи сотворили столько чудес!

Разве не чудо, что после того, как во Владивостоке коммунисты обошли единороссов, система «ГАС Выборы» на некоторое время зависла? И чем, как не чудом, объяснить тот факт, что на выборах в Ростовской области явка составила 146,47 процента от общего числа зарегистрированных избирателей? Несколько меньшая активность отмечена в Воронежской области — там голосовать пришли 128,46 процента избирателей. Когда результаты, полученные участковыми избирательными комиссиями, в Центризбиркоме преображаются, и «Единая Россия» получает в два-три раза больше голосов, чем насчитали ей глупые училки, — это тоже чудо, светлое чудо. А кто думает иначе — тот жалкий неудачник.

Информация об этих «чудесах» моментально распространилась по Интернету, а о 140-процентной явке избирателей в центрально-черноземных областях сообщил телеканал «Россия-24». Говорить, что люди почувствовали себя обманутыми, было бы неправильно. Нет, это даже не обман. Это было что-то другое. Вообразите ситуацию, когда ваш партнер за карточным столом не спеша вынимает из кармана несколько козырных тузов, кладет перед вами и заявляет: «Деньги ваши — будут наши. Вопросы есть?» Вот что представляли собой выборы 4 декабря 2011 года.

На следующий день в Москве собрались два многотысячных митинга. Один собрала КПРФ в Новопушкинском сквере. Второй организовала «несистемная оппозиция» на Чистопрудном бульваре. Пожалуй, не важно, какие речи произносили знаменитые политики у подножия обоих Александров Сергеевичей. Важно, что на митинги против фальсификации народного волеизъявления пришли тысячи граждан, среди которых записных оппозиционеров было явное меньшинство.

И если акция КПРФ прошла и завершилась достаточно миролюбиво, то митинг на Чистопрудном бульваре закончился столкновениями с полицией. Участники собрания во главе с Алексеем Навальным двинулись в сторону Лубянки. Демонстранты прорвали несколько полицейских кордонов, однако в итоге все же были частично задержаны, частично рассеяны карателями. Но и число задержанных — более 300 человек — впечатляет само по себе.

6 декабря начинался нервозно. С утра в Москву вошли внутренние войска и заняли позиции в центре города. На россиян, привыкших к тому, что власть постоянно демонстрирует силу и перестраховывается, это не произвело особо сильного впечатления. Однако кадры армейских грузовиков, въезжающих в столицу, потрясли воображение западных инвесторов, которые решили от греха подальше сбросить российские бумаги. Индексы РТС и ММВБ просели, невзирая на рост цен на нефть.

Тем временем в Москве начались суды над участниками недавних «беспорядков». Двое организаторов и вождей собрания на Чистых прудах — Илья Яшин и Алексей Навальный — были приговорены к административному аресту на 15 суток. Приговор Навальному стал отправной точкой в его политической биографии: герой Интернета стал героем улиц. «К моему глубокому сожалению, Навальный выйдет через 15 суток абсолютным героем. И ему простят даже его национализм и имейлы. В этом ужас», — сокрушалась в своем микроблоге Ксения Собчак.

Процессы над оппозиционерами происходили в обстановке, приближенной к боевой. Возле судов толпились их сторонники. Многие из тех, кто пришел поддержать подсудимых, были задержаны полицией. «Правоохранители» старались под любым предлогом зачистить всех, кто мог выйти вечером на Триумфальную площадь, где должна была состояться очередная демонстрация протеста.

Зачистить всех не удалось. На митинг снова вышли тысячи рассерженных избирателей. Не помогли «превентивные меры» и угрозы полицейских начальников. А сборище малолеток с барабанами, которых пригнал Якеменко, только усиливало общее впечатление хаоса.

Об этих мальчиках и девочках, многим из которых не исполнилось восемнадцати, стоит поговорить отдельно. Едва ли десятый из них понимал, что происходит. Их выгнали на площадь угрозами и посулами, их заморочили сказками об «американской угрозе», которую они, вот такие красивые, остановят. Правда, за исключением нескольких мелких стычек, серьезных столкновений между народом и нашистами не было. Разве что нескольким «защитничкам государства» придется расплатиться за отобранные у них барабаны. Что ж… юным патриотикам, а в особенности их мамкам, надо поставить пудовые свечки за здравие полицейского спецназа, бойцы которого, собственно, и выполнили работу по подавлению народного выступления. Проплаченным малолеткам доверили единственное, что у них хорошо получается: блажить «Омоновцы — красавцы!», когда полицейские били головой об автозаки демонстрантов, журналистов и случайных прохожих.

Хотя и «красавцы» оказались не на высоте. Несанкционированная акция на Триумфальной продолжалась четыре часа. Видимо, тактические приемы, наработанные на разгоне «Стратегии-31» и тому подобных потешных мероприятий, оказались малоэффективны против многотысячного собрания людей, которые знают, зачем пришли.

Итогом третьего дня противостояния стали сотни задержанных: две с половиной сотни в Петербурге, от 300 до 500 человек в Москве. В столице в частый бредень попали многие «звезды»: Немцов, Митрохин, Лимонов. Без видимых оснований схватили журналистку Божену Рынску, задержали и избили Алену Попову, кандидата в депутаты Госдумы от эсеров («кандидат — это ничего не значит», приговаривали полицейские, пиная женщину ногами в живот). Задержанных избивали в автозаках и в отделениях. Нельзя списать подобные эксцессы на несдержанность отдельных полицейских чинов. Несомненно, команда «действовать пожестче» была дана сверху.

Итак, миновал третий день протестов против фальсификации выборов. Некоторые горячие головы предлагают на следующий день снова выходить на улицу. Состоятся ли акции протеста 7 декабря и в последующие дни — мы узнаем в скором времени. Однако уже сейчас известно, что требования граждан России поддержали за рубежом и, что еще важнее, «системная» оппозиция заявила о солидарности с участниками уличных протестов. Новые массовые акции заявлены на 10 декабря.

Все это, конечно, еще не «Майдан». Но что-то в окостенелой российской политике неумолимо сдвинулось.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Мария Пономарева