Почему Северо-Запад РФ сказал «нет» «Единой России»

Федор КАЛАЕВ,

«Особая буква» (Республика Карелия)

Пролетели, как пушечное «ЕдРо»

Пролетели, как пушечное «ЕдРо»
Жители Северо-Запада генетически не предрасположены к холопству, в окружении которого постоянно находится тандем. И когда два этих барина вальяжно ставят нас в известность, что они решили поменяться должностями, — северян это, скажем так, коробит.
7 декабря 2011
Сонные провинциальные омуты Северо-Запада никогда не рябили на экранах телевизоров в качестве площадок для массовых оппозиционных акций. Кондопога не в счет. Сидели себе по рыбалкам, и ну ее, эту политику. А тут наступило 4 декабря — так вот тебе, бабушка, и Мотли Крю: по-северному тихо и спокойно провалили «Единую Россию», как повариху на вступительных в хореографическое училище.

 

Результаты выборов в Северо-Западном федеральном округе (по данным на вечер 6 декабря)Республика Карелия: «Единая Россия» — 32,26, КПРФ — 19,26, «Справедливая Россия» — 20,58, ЛДПР — 17,94, «Яблоко» — 6,21.Архангельская область: «Единая Россия» — 31,90, КПРФ — 20,32, «Справедливая Россия» — 22,11, ЛДПР — 18,16, «Яблоко» — 4, 46. Республика Коми: «Единая Россия» — 58,82, КПРФ — 13,46, «Справедливая Россия» — 11,47, ЛДПР — 11,92, «Яблоко» — 1,51. Вологодская область: «Единая Россия» —33, 40, КПРФ — 16,78, «Справедливая Россия» — 27,15, ЛДПР — 15,43, «Яблоко» — 3,46. Мурманская область: «Единая Россия» — 32,02, КПРФ — 21,76, «Справедливая Россия» — 19,67, ЛДПР — 18,11, «Яблоко» — 4,77. Ленинградская область: «Единая Россия» —33,50, КПРФ — 17,32, «Справедливая Россия» — 25,20, ЛДПР — 14,78, «Яблоко» — 4,96. Новгородская область: «Единая Россия» —34,58, КПРФ — 19,51, «Справедливая Россия» — 28,05, ЛДПР — 11,48, «Яблоко» — 3,12. Псковская область: «Единая Россия» — 36,65, КПРФ — 25,13, «Справедливая Россия» — 16,41, ЛДПР — 13,93, «Яблоко» — 5,10. Калининградская область: «Единая Россия» — 37,07, КПРФ — 25,54, «Справедливая Россия» — 13,26, ЛДПР — 14,10, «Яблоко» — 5,50. Ненецкий автономный округ: «Единая Россия» — 36,04, КПРФ — 24,80, «Справедливая Россия» — 14,98, ЛДПР — 17,53, «Яблоко» — 2,80. Санкт-Петербург: «Единая Россия» — 33,54, КПРФ — 15,68, «Справедливая Россия» — 24,69, ЛДПР — 10,42, «Яблоко» — 11,89.

Смотрел я выступление президента утром после голосования, и сердце пело. Давненько не видел его таким радостным и воодушевленным. Ура, мы победили, у нас больше всех. Едва набрали половину голосов, хотя задачу нарезали не менее 65 процентов, растеряли четверть электората, выставили себя на посмешище, потому как не смогли даже массовыми вбросами натянуть на нужную цифру, — а президент счастлив! Потому как демократия победила. Они, оказывается, этого и хотели.

Потом, правда, президент одумался и напомнил губернаторам, что выводы будут сделаны. Проще говоря — погонят всех. С детской непосредственностью глава государства открыто признал, что руководители регионов назначаются им не в силу их профессиональных качеств, образования, опыта руководства и хозяйствования, а исключительно для продвижения политической партии, в которой он, «как бы президент», катится первым номером. Граждане, никогда еще я так не верил в искренность господина Медведева, чтоб он был здоров!

За что же Дмитрий Анатольевич так насупился на губернаторов? Спрашиваю не из любопытства, а из крайней заинтересованности. В моей маленькой Карелии губернатора нового едва год как назначили — и сразу все шишки на него. Ничего вроде не сорвал, отопительного сезона не завалил, в порочащих связях замечен не был — а рейтинг у нашего Нелидова самый низкий. А тут еще и выборы — 32 с копейками процента. За «ЕдРо» в Госдуму, я имею в виду. И хотя процент даже слегка превосходит тот, что наваляли у соседей — в Мурманской, Архангельской, Ленинградской областях и самом Санкт-Петербурге, — чует мое сердце: утратит наш Андрей Витальич доверие.

А вот предшественник его Катанандов, из состава правительства которого на сегодня с уголовными делами знакомятся три министра, включая двух вице-премьеров, — так тот сенатором стал. И это несмотря на Кондопогу, замерзание и — сказать страшно — невзятие трубки при звонке Путина. Но сенатор. Доверяют ему.

С выборами регионального и местного уровня у «Единой России» в Карелии тоже беда: 30 процентов, и баста. Из 25 одномандатников — только 11 человек. Коммунисты, если со справороссами объединятся, уделают партию власти, как второклассник стенку гаража. А в маленькой Костомукше «Справедливая Россия» на выборах в местный совет вообще вперед вырвалась: из 18 депутатов лишь четыре единоросса! Страшно им там и одиноко.

Итак: что же мы, примороженные, такую партизанщину устроили? Никто от нас такого не ожидал, а потому и давления особого не оказывал. Партии тихо грызлись между собой на местном уровне, время от времени прерываясь на неофициальные примирительные трапезы. Во время голосований никаких вбросов в Карелии замечено не было, пара «каруселей» в Петрозаводске не в счет. То есть протеста ожидать не приходилось. И, надо сказать, правильно: на своих «партейных» карелы, в общем-то, не злятся, как и мурманчане, и архангелогородцы. Просто мы все смотрим телевизор.

Чего не прощает Север — так это беспардонности. Зайдите на наши рынки — у нас кавказцы не орут. Выйдите на наш нерегулируемый пешеходный переход в час пик — машины остановятся, чтобы вас пропустить. Да что там — у нас бомжи пластиковыми стаканчиками пользуются и томик Довлатова за пазухой таскают!..

Ну, про стаканчики я, положим, соврал. Но картины это не меняет: мы народ степенный, относимся друг к другу с уважением и требуем, чтобы так же относились к нам. Тандем и свита этого не учли. Они не учли, что Карелия, Мурманск, Архангельск никогда не знали крепостного права. Мы генетически не предрасположены к холопству, в окружении которого они постоянно находятся. И когда два этих барина вальяжно ставят нас в известность, что они решили в очередной раз поменяться должностями, — нас это, скажем так, коробит.

Мы не ходим на митинги протеста и не дерем глотки на площадях — я имею в виду массово, отдельные энтузиасты, конечно, имеются. И мы бы смотрели на этих энтузиастов с досадой, потому как очень много громких звуков, — но только если бы их ОМОН дубинками не охаживал. Мы бы и «несогласных» воспринимали как юродивых, если б их с площадей не гоняли, грех это. Мы бы к Ходорковскому относились как к обычному нашкодившему «бизнюку», если бы он в нашей Сегеже не сидел, в то время как такой же Абрамович очередную яхту не испытывал без всякой угрозы свободе и благополучию.

Вот приезжал к нам тут в Петрозаводск Медведев. Под это дело губернатор замутил какой-то международный форум с благородными, но неясными целями. Подтянули участников, причем на возмездной основе. Нет, платить участникам никто не собирался — зато им раскошелиться пришлось. Вот что писал в канун президентского визита политолог Анатолий Цыганков на своем сайте Politika-karelia.Ru:

«Все участники делятся на девять групп. Высшую строчку занимают те, кто готов выступать генеральным партнером, для чего требуется перечислить на реквизиты ЗАО «Северо-Западный центр международного делового сотрудничества» 25 млн рублей. Кто даст на 5 млн меньше, получит статус генерального спонсора. За ним — еще экономнее — следует официальный партнер (взнос в размере 15 млн рублей). Потом теснятся спонсоры: те из них, что готовы расстаться с 10 млн, именуются официальными, а которые лишь 5 млн рублей перечислят ЗАО, приобретут статус титульных спонсоров. Отдельно можно выступить спонсором круглого стола (3 млн), экспозиции (1 млн). И совсем задешево на миллионном фоне обойдется участие в инвестиционном форуме его партнерам (по 500 тыс. рублей) и спонсорам (по 300 тысяч; эту категорию инвесторов никак не величают, обозначая просто спонсорами)».

Сколько кто в итоге заплатил, осталось за кадром, но форум состоялся. А Медведев, хоть и приехал, даже не показался на нем! Чего приезжал — непонятно, но купцы, я думаю, обиделись. Да и народишко не шибко довольный был, когда по квартирам участковые забегали и начали у охотников сейфы опечатывать, а тем, кто дома постоянно, велели в окна не выглядывать. И сами полицейские прищурились, когда у наших гаишников, что в президентском эскорте ехали, оружие отобрали. Чего это наш президент так боится? Ельцин, когда приезжал, таких штук не выделывал. Нехорошо.

Сейчас партия спешно выдвигает гипотезу о том, что выборы на Северо-Западе Миронову, мол, специально отдали. Для демократии. Сами-то сейчас справедливороссов запугают, ЛДПР купят, и все что надо протолкнут без всяких наездов на «ЕР» по поводу доминирования. Вполне возможно, так и будет, только мы прекрасно отдавали себе в этом отчет. Голосовали не «за» — голосовали «против». Высказали это наше «нехорошо». В ответ на все то, чего не учли в тандеме, на их политтехнологических кухнях и в их плюющей на законы опричной партии.

И ведь неплохо, что не учли. Хуже будет, если учтут.

 

Материал подготовили: Федор Калаев, Александр Газов