В числе нарушений: неправильное формирование избирательных комиссий, факты несоблюдения порядка формирования списков избирателей, нарушения при определении помещений для проведения агитационных мероприятий и мест для размещения печатных агитационных материалов.
За период избирательной кампании в правоохранительные органы в общей сложности поступило свыше 2 тыс. обращений по вопросам соблюдения избирательного законодательства. Сейчас проводятся проверки по 300 обращениям о возможной фальсификации избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений, нарушении прав наблюдателей.
Прокуроры направили в следственные органы шесть постановлений для решения вопроса об уголовном преследовании, по двум из них уже возбуждены уголовные дела: по факту попытки подкупа избирателей и по факту незаконного изготовления, хранения и перевозки открепительных удостоверений. Проверки по остальным четырем делам продолжаются.
Депутат Государственной думы от КПРФ Вадим Соловьев в интервью «Особой букве» заявил, что те материалы, которые опубликовала прокуратура, красноречиво демонстрирует результат ее работы во время выборов. «Значит, именно так она работала. Конечно, фальсификаций было на голову больше, причем можно говорить о превышении данных ГП в десятки или даже сотни раз», — отмечает он.
Прокуратура в ходе проведения избирательной кампании занимала крайне пассивную позицию по нарушениям, говорит парламентарий. То есть в основном она и не работала, а реагировала лишь на некоторые заявления, которые поступали от граждан, политических партий и так далее. Своей же инициативы у Генпрокуратуры не было вовсе.
«Только наша партия подала свыше 200 заявлений о возбуждениях уголовных дел по фактам конкретной фальсификации итогов выборов. Поэтому то, что завели всего два уголовных дела… А я знаю, что одно из них возбуждено во Владимире, и Следственный комитет его возбудил только после того, как стало известно, что пожар, который произошел в Октябрьской территориальной комиссии, полностью уничтожил все документы о результатах выборов в Госдуму. И ведь уже понятно, какие результаты расследования будут. Документов нет, поэтому расследовать нечего», — подчеркнул руководитель юридической службы КПРФ. Второе уголовное дело, по его словам, возбуждено в Амурской области по вбросу бюллетеней на одном из избирательных участков.
«Однако о том, что была сплошная фальсификация в Дагестане, в Мордовии, в Башкирии и других национальных республиках, в докладе нет ни слова. Там, мол, все законно и чисто», — негодует Соловьев.
Указание лицемерить, по его словам, исходит от самой верховной власти, потому что именно она заинтересована в фальсификации выборов. И правоохранительные органы прекрасно понимают, что никто из них не пострадает и не будет наказан за то, что они плохо боролись с фальсификациями. «Я вспоминаю, как в Татарстане сняли с должности прокурора, который по нашему заявлению накрыл типографию, где печатались левые бюллетени. Поэтому прокуроры знают, что за этот «хороший» доклад им ничего не будет», — пояснил парламентарий.
Материал подготовили: Елена Славолюбова, Александр Газов