По информации «Известий», приглашения быть наблюдателями от штаба Путина ждет молодежное крыло Ассоциации юристов России. «Мы хотим отследить все нарушения. Но нам нужен пропуск на выборы от кого-то из участников. Мы дали информацию о нашей готовности работать, сейчас обсуждаем разные варианты», — сказал газете председатель координационного совета молодых юристов Денис Паньшин.
Но молодые юристы — капля в море. Чтобы закрыть все участки, команде премьера придется рекрутировать какие-то региональные организации. Понятно, что кроме ОНФ люди есть у отделений «Единой России». И, что бы ни говорили о желании Путина дистанцироваться от этой партии, именно ее членам и придется мониторить нарушения. Ну а какими методами они это делают, всем известно: наблюдателей от других партий будут всячески устранять с избирательных участков, заводить на них дела и тому подобное — все это было с успехом апробировано на декабрьских выборах в Госдуму.
Вот и получится, что у кандидата от партии власти будет огромное представительство на участках: председатели комиссий, почти поголовно связанные с местной властью и «ЕдРом», еще и наблюдатели, вышедшие из той же лавочки…
Конечно, запишутся в наблюдатели и искренние сторонники Владимира Путина, которым сейчас кажется, что на премьера несправедливо ополчились «прикормленные Госдепом» буржуа. Но как бы с ними не произошло то же, что случилось со многими студентами, которые работали наблюдателями от разных партий 4 декабря.
Руководствуясь желанием увидеть избирательную кухню воочию, молодые люди, зачастую без явно выраженных политических пристрастий, записывались наблюдателями от самых разных партий. Ночь в территориальных избирательных комиссиях сделала из них яростных противников партии власти (и власти в целом) — примеров можно приводить массу. Не обремененные сочувствием к тому, что члены УИКов должны «кормить детей» и боятся потерять работу, они, столкнувшись с наглым нарушением закона, жаждут поучаствовать в президентских выборах, но теперь уже вооруженные знанием, опытом и желанием бороться.
Так что если штабу Владимира Владимировича удастся набрать своих наблюдателей — а ему, несомненно, удастся, — нас ждут жесткие столкновения между ними и представителями других кандидатов. Потому как именно наблюдатели сейчас — самые активные и на избирательных участках, и после голосования. Они выкладывают в Интернет видео, фиксирующие нарушения, подают самостоятельные иски в суды и добиваются справедливости. И делают это по собственному желанию.
Если у премьера найдется такое же количество энергичных и, главное, честных сторонников, то у мартовских выборов действительно появится шанс стать прозрачными и честными. Но верится в это, к сожалению, с трудом.
Комментирует Сергей Митрохин, председатель Российской объединенной демократической партии «Яблоко»
Почти 100 тыс. наблюдателей, которых предвыборный штаб нынешнего главы правительства намерен отправить на избирательные участки, — это, конечно, очень много. Но думаю, что даже за столь небольшое время, которое осталось до выборов, региональные лидеры смогут обеспечить его такой армией. Включат административный ресурс. Привлекут чиновников — их у нас много. Мобилизуют с этой целью и членов различных движений, тех же «Наших».
Опасаюсь, что наблюдатели, присланные Владимиром Путиным, будут работать на увеличение его итогового результата. Это, с одной стороны, выдворение слишком ретивых наблюдателей, присланных другими кандидатами. С другой — помощь наблюдателей «от власти» может дойти и до применения с их стороны физической силы в отношении конкурентов.
Надеюсь, что их тренинги по поводу того, как лучше исполнять свои обязанности на избирательных участках, будут проходить не в спортивных залах на уроках дзюдо. Хотелось, чтобы вели они себя цивилизованно, хотя полностью быть в этом уверенным нельзя. В нынешней ситуации ничего нельзя исключать.
В любом случае ждать от наблюдателей Владимира Путина чего-то хорошего трудно.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов