На первый взгляд, идея выглядит прекрасно. Тем более что, по сути, она уже была апробирована на выборах мэра Ярославля, когда вокруг Евгения Урлашова объединились все противники «Единой России». Тактика принесла победу.
Безусловно, в случае успеха начинания «ЕР» получила бы мощнейшего конкурента, что снизило бы шансы на успех кандидатов от партии власти.
Однако вряд ли начинание поддержит КПРФ. И тому есть целый ряд причин. Во-первых, коммунисты с недоверием относятся к любым попыткам заключить с ними коалицию. Вспомним, лидер «Справедливой России» уже несколько раз предлагал им объединиться на самых разных условиях. Ответ один: у КПРФ избирателей больше, чем у остальных оппозиционных партий, поэтому она должна диктовать условия и иметь преференции. Но инициатива Ильи Яшина и Дмитрия Гудкова требует только паритетных начал, без всяких бонусов той или иной силе.
Во-вторых, однопартийцы Геннадия Зюганова, мягко говоря, недолюбливают коллег по оппозиционному цеху. Причем даже если те отстаивают права самой КПРФ, как это было на зимних митингах на Болотной. Тогда протестующие требовали вернуть голоса, украденные, по их мнению, и у коммунистов. В таких случаях Геннадий Зюганов поступает так: не отказываясь напрямую от участия в акциях протеста, он посылает туда партийную «молодежь».
Если же компартия проигнорирует объединенные праймериз, возникнет вопрос и с участием в них «Левого фронта». Сергей Удальцов был доверенным лицом Зюганова на президентских выборах и вряд ли пойдет на прямую конкуренцию с членами КПРФ в случае выдвижения их кандидата.
А без КПРФ и «Левого фронта» ситуация сложится следующая: электорат, не желающий голосовать за представителей «Единой России», расколется, тем самым дав шанс провластным силам.
Нельзя забывать и про ЛДПР. Ясно, что Владимир Жириновский никогда не пойдет на объединение с оппозицией. А ведь у либерал-демократов почти везде есть около 10 процентов избирателей.
Но в любом случае попробовать воплотить идею Яшина и Гудкова в жизнь стоит. Возможно, не везде получится договориться, но в каких-то регионах это, наверное, удастся.
Сегодня стало известно, что уже осенью 2012 года пройдут губернаторские выборы в Амурской, Белгородской, Брянской и Новгородской областях. А это значит, что объединительный процесс нужно начинать прямо сейчас.
Комментирует Дарья Митина, политик
Проведение самих праймериз — вопрос не идеологический, а технический. Если будет найдена оптимальная технология, которая позволит проводить их на большой репрезентативной основе, с большим количеством как кандидатов, так и тех, кто за них будет в последствие голосовать, — хорошо. В направлении оттачивания избирательных технологий можно и нужно работать всем политическим силам.
А путь этот долог. Омский прецедент, когда в ходе праймериз, проводимых в Интернете, победу одержал блогер Варламов, позднее отказавшийся от борьбы, показал, что праймериз в Сети бесконечно далеки от реальности, настоящих выборов. Нужно искать иные технологии, посмотреть, как праймериз проходят в других странах. Не в США, конечно, а там, где ситуация с развитием избирательных технологий, предпочтений электората похожа на нашу.
Идея же выдвижения единого кандидата от всех оппозиционных сил, о чем говорят Дмитрий Гудков с Ильей Яшиным, является фантастической. Претенденты на тот или иной пост, идя на выборы, разделяются по идеологическому принципу, а не только лишь опираются на платформу недовольства властью. Оппозиция очень разнородна, и у ее отдельных групп совершенно противоположные, порой антагонистические взгляды и интересы. В жизни левые кандидаты — КПРФ, «Левый фронт», даже социалисты — никогда не смогут найти общего языка в выдвижении единой кандидатуры с правыми, либералами или, к примеру, националистами.
Если же вдруг случится чудо и единый кандидат от всей оппозиции будет выдвинут, он просто не найдет поддержки населения. К примеру, если правые единым фронтом нашли возможным выдвинуть одного лидера, для меня это индикатор того, что голосовать за него не стоит. Выбирая между единороссом и представителем правых, я проголосую за первого, потому что он, с моей точки зрения, меньшее зло. Точно так же и правый российский электорат не будет в своей общей массе голосовать за выбранного на праймериз претендента, если он из левого политического крыла. Я сомневаюсь, что и Илья Яшин или Борис Немцов отдадут свой голос на выборах кандидату от левых, пусть даже он и победит в ходе тех же самых праймериз.
В общем, когда речь идет об общегражданском протесте против власти, тактическое объединение правых и левых возможно и нужно. Но когда мы подходим к этапу политического самоопределения, каждый расходится по разным лагерям.
Другая идея — проведение праймериз и выдвижения единого кандидата от того или иного политического крыла — более здравая. Здесь, однако, к ситуации в каждом конкретном регионе нужно подходить индивидуально. Если, к примеру, у КПРФ в какой-то области есть кандидат, способный удовлетворить ожидания всех левых, обладающий необходимой базой, поддержкой в обществе, с ним можно вести переговоры и поддерживать его всем левым спектром, не допуская раскола в желании выдвинуть кого-то своего. Если же ни у одной из левых политических сил такого кандидата нет, имеет смысл проводить праймериз с выдвижением каждой из местных политических сил своего претендента. И вокруг победителя все бы объединялись. Это применимо и к правому флангу.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов