Выборы в органы местного самоуправления проходят в обстановке, приближенной к боевой

Владислав ПОЛЯНСКИЙ,

«Особая буква»

Труднопроходимая местность

Труднопроходимая местность
Нападение хулиганов-гастролеров, угрозы от главы администрации «переломать ноги» за видеосъемку и наивные, но эффективные фальсификации — вот с чем столкнулись волонтеры «Гражданина наблюдателя» в Тульской области.
5 июня 2012
До недавнего времени выборы в органы местного самоуправления мало кого интересовали. Но за последние полгода все изменилось — депутаты местных собраний приобрели политический вес федерального масштаба. Ведь, согласно новому закону о выборах глав регионов, кандидат в губернаторы должен заручиться их поддержкой. Вот почему и власть, и ее оппоненты стали относиться к местным избирательным кампаниям со всей серьезностью.

 

В июне 2012 года пройдет немало муниципальных выборов. Так, 10 июня голосовать за кандидатов в муниципальные депутаты будут в Саянском районе Красноярского края, в Иркутской области в городе Усолье-Сибирское, в Еврейской автономной области в Облученском районе. 17 июня выборы пройдут в Республике Саха (Якутия) — в МО «Чагдинский наслег», в Хабарском районе Алтайского края, в уже ставшем знаменитым Лермонтове Ставропольского края, в двух муниципальных образованиях Вологодской области (Устюжне и поселке Шексна), в Заветинском районе Ростовской области.

В воскресенье 3 июня в областных городах Тульской области состоялись досрочные выборы депутатов местного самоуправления. Досрочными они стали потому, что весной в восьми райцентрах — в городах Белев, Ефремов, Суворов и поселках Арсеньево, Дубна, Куркино, Одоев, Волово — городские собрания самораспустились. Это связано с попыткой оптимизировать расходы бюджетов на управление.

Последние 10 лет выборы депутатов местного самоуправления мало кому были интересны. Ведь в результате вертикализации, начавшейся еще при Борисе Ельцине, исполнительная власть получила больше полномочий, чем законодательная, а низшие ее этажи имели унизительно мало полномочий по сравнению с высшими.

Серьезные политики не считали нужным биться за мандат депутата местного самоуправления с его ничтожными возможностями и символическими привилегиями. Изредка в районных выборах участвовали активисты молодежных отделений оппозиционных партий, чтобы наточить зубы для взрослой политической борьбы, или функционеры местных ячеек, у которых не было шансов пробиться в региональное заксобрание, не говоря уже о Госдуме. И иногда они выигрывали.

Но в целом низовые советы комплектовались начальниками ЖЭКов и РЭУ, директорами школ и поликлиник и прочими малокалиберными бюрократами. Эта публика была лояльна власти и чаще всего баллотировалась от «Единой России». Впрочем, лояльность или оппозиционность местных депутатов мало кого волновала.

Однако многое изменилось в последние полгода.

Так, на мартовских выборах в Москве в муниципальные собрания прошло довольно много оппозиционеров, как членов парламентских партий, так и несистемных. Причин тому было несколько: популярность протестных настроений в столице, отсутствие яркой и толковой агитации кандидатов от партии власти. Потому что слогана «Мы — партия реальных дел!» явно недостаточно, чтобы снискать поддержку избирателей и выиграть у конкурентов. Особенно если речь идет не о Владимире Путине, а о каком-нибудь одутловатом Пал Палыче или медузоподобной Зульфие Рахимовне. Когда таким персонажам противостоят условные Вера Кичанова или Константин Янкаускас — молодые, яркие, а главное, представляющие конкретные программы, — шансы «ЕдРа» невелики, что и показали результаты голосования 4 марта. Муниципальный прорыв оппозиции неприятно уколол «хозяев России».

Кроме того, с недавних пор депутаты местного самоуправления приобрели политический вес федерального масштаба. Ведь согласно новому закону о выборах глав регионов, кандидат в губернаторы должен получить поддержку местных представителей. Вот почему и власть, и ее оппоненты стали серьезнее относиться к местным выборам.

Об этих «боях местного значения» в городе Ефремове Тульской области нам рассказали гражданская активистка Анастасия Мошенцева, приехавшая на выборы от объединения «Гражданин наблюдатель», и журналист газеты «Мой район» Максим Филаткин.

Примерно в половине шестого утра в воскресенье в гостиницу «Встреча», где ночевали наблюдатели из Москвы и Тулы, вошли семеро парней 20—25 лет. У дежурного при входе их появление почему-то не вызвало вопросов, хотя они в гостинице не проживали, не предъявили документов и не сказали, к кому идут. Однако номера наблюдателей им были отлично известны.

«Они выломали дверь нашего номера, — рассказывает Максим Филаткин. — От этого шума все проснулись. В комнату забежали пять человек, перевернули одного вместе с кроватью, потом подошли ко мне и стали бить. Затем они вышли и стали выбивать дверь в соседний номер, крича, что они представляют Госнаркоконтроль».

В результате нападения «Госнаркоконтроля» у Филаткина была рассечена бровь, еще один наблюдатель получил сотрясение мозга.

Подвергшиеся нападению наблюдатели вызвали полицию, которая приехала достаточно быстро. Нападавшие, отмечает Анастасия Мошенцева, не спешили покидать гостиницу, долго шатались по ней и устроили патриархальные пререкания с администратором, которая почему-то не спешила вызвать стражей порядка. В итоге все нападавшие были задержаны, но, по словам Филаткина, после выяснения личности оказались на свободе.

По неподтвержденным данным, «карательный отряд» прибыл из Тулы.

Выборы на участке №225, где наблюдателем была Мошенцева, прошли без нарушений. Зато в территориальной избирательной комиссии начались чудеса. Во-первых, некоторые председатели избиркомов заносили данные в увеличенную форму с незаполненных или заполненных не до конца протоколов. Как отметила Мошенцева, участки, где не было наблюдателей, дали наибольшее количество голосов в пользу «Единой России». Возле комнаты, где осуществлялась «проверка контрольных соотношений», стоял гражданин, не пожелавший представиться, но отталкивавший всех, кто пытался туда проникнуть. Журналисту Максиму Филаткину запретили фиксировать процесс передачи протоколов. Можно было делать только панорамные снимки этого священного действа. Глава администрации Одиссей Куцуров, который все это время свободно расхаживал по помещению ТИК в сопровождении никому не ведомых личностей, угрожал «переломать ноги» журналистам и наблюдателям, ведущим съемку.

Михаил Молоканов, член ТИК с правом совещательного голоса, подал три жалобы на замеченные им нарушения, однако ни одна из них не была рассмотрена.

В результате территориальная избирательная комиссия даже не удосужилась провести итоговое заседание. Около четырех часов утра в понедельник председатель комиссии сказала, что итоговое заседание переносится на середину дня, хотя письменное решение об этом наблюдателям выдано не было. После чего члены ТИК разошлись по домам.

Выборы в Ефремове показали: да, можно и нужно ломать традиции фальсификаций. Волеизъявление граждан должно перестать быть трогательным междусобойчиком бюрократов. Но для этого необходима более масштабная мобилизация гражданских активистов. Вдобавок стоит быть готовым к любым неожиданностям.

 

Материал подготовили: Владислав Полянский, Мария Пономарев, Александр Газов