— Зачем нужно назначать единый день голосования? Кому это прежде всего выгодно?
Единый день голосования, да еще второе воскресенье сентября, выгоден только «Единой России». Это объясняется тем, что на нормальных выборах по старым условиям, которые были у нас разработаны, партия власти уже не в состоянии выигрывать. Поэтому она срочно начинает менять правила игры, действуя по старой английской пословице: «Если джентльмены не могут играть по старым правилам, они меняют правила». Так же действует и «ЕР».
Как показывает практика, летом и сразу после лета явка в день голосования минимальная. На только что прошедших выборах в Омске пришло всего 17 процентов. В сентябре будет то же самое.
Почему единороссам не очень важна низкая явка на выборах? Потому что «ЕР» в принудительном порядке обеспечивает явку своего электората: чиновников, бюджетников, коммунальщиков, инвалидов, престарелых, работников социальных служб. И за счет них набирает свои голоса. А свободный электорат — те, кто приходит на выборы по зову сердца, — в это время еще в отпусках, на дачах. Особенно в сентябре, когда, условно, картошку начинают копать. Поэтому явка будет минимальная. Традиционный электорат заставить прийти на выборы будет чрезвычайно сложно. Но «Единая Россия» стремится к этому. Это первое.
А второе — если выборы пройдут во второе воскресенье сентября, значит, выборная кампания придется на летние месяцы. В летние месяцы знаете сами, где наш электорат.
Для этого все и делается, чтобы подтянуть выборы и до минимума свести возможности оппозиции. Потому что административный ресурс остается, центральное телевидение в руках у партии власти остается, а возможности раздать наши газеты и листовки сводятся к минимуму.
— Как настроены депутаты к законопроекту?
Изначально это была идея жириновцев, но они предлагали назначить единый день голосования на март. Мой коллега Иванов вносил этот проект закона. Но март месяц — это еще куда ни шло. В ЛДПР объясняли так, что выборы в один день — это какая-то экономия для государства.
Но компартия никогда не поддерживала единый день голосования, мы всегда голосовали за то, чтобы было два дня выборов — март и декабрь. Никакого смысла, по нашему мнению, в другой практике нет. Нужно разводить федеральные выборы и местные выборы.
Представьте, если в один день проводить выборы в Государственную думу, губернаторов, законодательных собраний, мэров, пэров, местных органов вплоть до сельсоветов... От такого количества выборов, извините, может крыша поехать. Если посчитать, в один день может проходить до 10—12 выборов различного уровня.
Тем более сейчас будет зарегистрировано, по самым скромным прогнозам, более сотни партий. Вот представьте: вы получите восемь бюллетеней в руки, «простыней» с сотней наименований, кандидатов. Как в этой ситуации нормальный человек, который не так уж увлечен политикой, рядовой, обычный человек, разберется во всем этом?
Кроме того, на разном уровне выборов совершенно разные подходы к формированию политических программ, разные люди. Это абсолютно не укладывается ни в какие нормальные допустимые выборы. Ведь закон говорит, что должно быть свободное формирование, чтобы человек осознанно голосовал, чтобы он мог разобраться во всем. А в этой куче все тонет. Поэтому нельзя этого делать.
— Даже с точки зрения экономии средств вы все равно не поддерживаете идею единого дня голосования?
Эта вся экономия дорого обходится. Копейки сэкономим, а миллионы потом потеряем. Человек будет голосовать абсолютно не разбираясь, какие кандидаты, кто и куда проходит. Что потом будет твориться в этих органах власти?
Поэтому должны быть нормальные, спокойные выборы, когда каждый гражданин, каждая партия сможет спокойно донести свою позицию, своих кандидатов представить, а человек — осознанно выбрать. Жалеть на это денег абсолютно бессмысленно. Тем более хоть меньше украдут, хоть на благое дело пойдет, а то все равно разворуют.
— А с точки зрения наблюдения за ходом выборов оппозиции будет проще или нет?
Конечно, наблюдать тяжелее, когда идет голосование разного уровня. К примеру, на выборах в Ярославле оппозиция могла подтянуть людей из других регионов и выстроить систему контроля. А когда сразу одновременно выборы везде, то приходится заниматься только какими-то крупными, основными городами, направлениями, проектами, потому что закрыть 98 тыс. избирательных участков — это нереально даже для КПРФ.
И чисто технически это чрезвычайно тяжело для Центризбиркома. Такие подсчеты при таком количестве участников, таком количестве выборов вообще могут затянуться на сутки, а не только до полуночи. Поэтому тут волей-неволей будут ошибки, человек ведь не железный, ему и отдохнуть когда-то нужно. Конечно, это колоссальная нагрузка на всю систему избирательную.
Но чем мутнее вода, тем легче рыбку ловить. Под соусом ошибок можно не только естественные технические ошибки допускать, но и осознанные ошибки делать в ту или иную сторону. Разобраться будет, безусловно, чрезвычайно тяжело в этом.
«Единая Россия» за счет этого решает свои проблемы, потому что сейчас колоссальное падение доверия к ней. Сейчас у нас в Твери будут выборы досрочные депутатов — я оттуда избирался, и желающих идти от «ЕР» по мандату и округам особо нет. Все независимыми хотят идти.
— Существует ли подобная практика единого дня голосования в других странах?
Чтобы единый день был, такого я не могу представить. Я знаю, есть разные уровни выборов. Во Франции, к примеру, выборы в законодательное собрание и президента проходят не в один день голосования — между этими выборами у них около двух лет. Муниципальные выборы — у них отдельная избирательная кампания идет, но единая по всей стране. Не так, как у нас, в каждом регионе по-своему. И кампания регионального уровня — тоже единый день перевыборов по всей стране. Но эти все кампании абсолютно разные и ни в коем случае не пересекаются. В Италии такая же система.
В этом, возможно, был бы смысл, если бы у нас в местные муниципалитеты в один день проголосовали по всей стране. Это одна кампания. Потом в марте региональные выборы прошли, потом в декабре выборы в Государственную думу и выборы президента в марте. В этом бы смысл был. А мешать все в кучу… Я, честно говоря, только политическую составляющую вижу. Никакого технического улучшения, никакого улучшения для избирателей в такой ситуации я лично не вижу.
Но любая другая временная дата для единороссов будет в минус. На данном этапе, в ближайшие несколько лет, они выиграют от этого единого дня голосования, а что дальше будет... Еще что-нибудь придумают.
Материал подготовили: Елена Николаева, Александр Газов