Заместитель председателя ЦИК Леонид Ивлев предложил закрепить в избирательном законодательстве норму, согласно которой наблюдатель должен заявить о своем намерении стать наблюдателем за несколько дней до голосования.
«В соответствии с ныне действующим законодательством наблюдатель на участке появляется только в день голосования. Возможно, нужны изменения в законодательство о том, чтобы наблюдатель, допустим, как член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обозначал себя за две недели», — цитирует «Газета.Ru» слова Ивлева.
Поводом для таких серьезных заявлений стали прошедшие 22 июля выборы в городскую думу города Касимова Рязанской области. Там наблюдатели от КПРФ и партии «Яблоко» зафиксировали ряд серьезных нарушений и фальсификаций. По итогам выборов, утвержденным во вторник, победила «Единая Россия», набравшая 49,6 процента голосов.
Хотя в ЦИК и не ставят под сомнение легитимность волеизъявления в Касимове и отмечают, что оно прошло в соответствии с законодательством, тем не менее утверждают, что эти выборы «отличались беспрецедентной агрессивностью наблюдателей».
«Хотелось бы обратить внимание политических партий и представителей СМИ на очень агрессивное поведение наблюдателей. Избирательные комиссии Касимова столкнулись с таким впервые, да и мы, пожалуй, тоже. Здесь надо что-то думать», — заявил Ивлев журналистам. По его словам, «наблюдатели были приезжие, не из Касимова, не из Рязанской области, и вели себя крайне агрессивно, вмешиваясь в процедуру подсчета голосов».
Депутат Госдумы, руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев рассказал «Особой букве» о том, что наблюдателей в Касимове было 123 человека на 30 избирательных участков и «благодаря их активной профессиональной деятельности удалось в определенной степени не допустить чрезмерной фальсификации выборов».
Парламентарий подчеркнул, что не знает ни одного факта, где бы наблюдатели допустили агрессию по отношению к сотрудникам избирательных комиссий. «У наблюдателей нет ни возможностей, ни механизмов для проявления агрессии, оказания давления на избирательную комиссию», — уверен он.
Соловьев не исключает, что Ивлев назвал агрессией активное воспрепятствование нарушениям со стороны наблюдателей. «Это не агрессия, а как раз наоборот, показатель их гражданского мужества», ― считает депутат.
Он категорически против введения каких-то новых ограничительных процедур для наблюдателей: «Сегодня наблюдатели для власти — большая головная боль. Ранее уже принимались законы, направленные на ограничения наблюдателей. Например, ограничили количество наблюдателей от политических партий. От них на избирательном участке может быть только один представитель. Ранее закон не предусматривал их число. Кроме того, сейчас наблюдателями могут быть только представители политических партий, участвующих в выборах. Раньше можно было стать наблюдателем и от общественных организаций».
По мнению нашего собеседника, введение уведомительного характера несет в себе определенные опасности. «Во-первых, на мой взгляд, будет возможность поработать с этими наблюдателями, когда заранее будут знать, откуда этот человек. Например, по месту работы, жительства, учебы можно выйти, пообщаться, чтобы они не особо активничали на выборах.
Благодаря уведомлениям всегда будет известно, на какие избирательные участки придут наблюдатели, сколько человек. То есть можно будет отработать механизм противодействия наблюдателям: подготовить своих наблюдателей, подтянуть туда полицию, прокуратуру, чтобы контролировать наблюдателей и не давать им должным образом работать.
На мой взгляд, введение уведомлений — серьезное ограничение общественного контроля на выборах. Нельзя ни в коем случае идти на поводу у Центральной избирательной комиссии, потому что институт наблюдателей — это, пожалуй, единственное, что еще осталось в избирательном процессе, которое не контролируется ЦИК и «Единой Россией», — считает депутат.
Он напоминает, что смысл общественного контроля как раз и заключается в том, чтобы от имени общества подтвердить легитимность выборов, если там все было честно. Поэтому с точки зрения общества чем больше наблюдателей, контроля, тем лучше: тем выше легитимность власти. Нужно снять все ограничения для наблюдателей ― все желающие должны иметь возможность присутствовать на избирательных участках.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева