Инициатива КПРФ возникла не на пустом месте. Дело в том, что Ерощенко оказался в губернаторском кресле 29 мая 2012 года, то есть за два дня до вступления в силу нового закона о прямых выборах глав субъектов РФ. Его кандидатуру предложил президент Владимир Путин. Предыдущий глава области Дмитрий Мезенцев лишился поста 18 августа, причиной стала якобы его неспособность победить на прямых выборах.
Стоит отметить, что Иркутская область далеко не единственная, где незадолго до возвращения выборности губернаторов был переназначен глава субъекта. То есть озвученная коммунистами идея о референдуме вполне может стать прецедентной.
На всенародное обсуждение КПРФ предлагает вынести вопрос о том, должен ли глава области подтвердить свои полномочия, пройдя процедуру выборов. Первый секретарь иркутского комитета партии Сергей Левченко уточнил, что коммунисты уже передали в местный избирком пакет документов для проведения референдума.
«Некрасиво поступили с жителями Иркутской области, когда за два дня до вступления в силу закона нашли способ отсрочить нам губернаторские выборы еще на пять лет»,— считает Левченко. Он добавляет, что лично к Сергею Ерощенко у КПРФ претензий пока нет, поскольку тот до недавнего времени был слишком далек от органов власти — не руководил ни городом, ни районом, не работал в ранге депутата. До назначения главой региона он являлся президентом принадлежащей ему ГК «Истлэнд», в структуру которой входят пароходство, авиакомпания, гостиничный комплекс, турфирма и другие активы.
Если избирком примет положительное решение по инициативе коммунистов, то проведение референдума должно будет одобрить региональное законодательное собрание. Заручившись поддержкой последнего, компартии необходимо будет собрать подписи 2 процентов избирателей, зарегистрированных в Иркутской области.
Депутат Госдумы, руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев, к которому за комментарием обратилась «Особая буква», полностью поддерживает инициативу коллег, однако очень сомневается в том, что им удастся реализовать свое предложение на практике.
«КПРФ регулярно использует различные формы политической борьбы, в том числе и такие, как инициирование референдумов. Компартия пыталась провести общероссийские референдумы — трижды нам Центризбирком и Верховный суд РФ запрещали это сделать. Также мы пробовали инициировать региональные и местные референдумы. В Твери, например, мы ставили вопрос о прямых выборах мэра. Но, само собой, получили отказ», — говорит он.
По словам депутата, процедура проведения референдума в нашей стране очень запутанная и сложная. «Единая Россия» внесла массу оговорок в закон. Теперь оппозиции организовать референдум практически невозможно.
Наш собеседник объясняет, что инициатива иркутских коммунистов носит больше политический характер, с тем чтобы привлечь внимание общественности к проблеме назначения руководителей субъектов РФ:
«Я не исключаю, что в других регионах наши товарищи тоже попробуют эту инициативу проявить. Но, еще раз повторяю, реально юридически значимый референдум провести сегодня в России оппозиции невозможно».
Вадим Соловьев полагает, что, получив отказ в проведении референдума от органов власти и суда, КПРФ проведет «общенародный референдум» своими силами, который станет своего рода социологическим опросом. Хотя он и не будет иметь юридического значения, но зато покажет отношение населения к сложившейся ситуации.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов