Весной, когда на мэрских выборах в Ярославле победил независимый кандидат Евгений Урлашов и «десант» из московских наблюдателей справедливо причислял себя к творцам этой победы, казалось, что тактика оппозиции на всех грядущих избирательных кампаниях определена: консолидированное объединение против представителя партии власти, мощная накачка в СМИ, максимальное освещение в социальных сетях, приезд на место действия сотен волонтеров.
Прошло полгода. И что же мы видим? Полный информационный вакуум в Рунете и прессе, отсутствие всякого интереса о стороны «Фейсбука» и «тусующихся» там несогласных, ноль планов по поддержке кого-либо из противостоящих «Единой России» сил.
А последняя меж тем отнюдь не дремлет, меняя свою тактику в соответствии с ситуацией и народными настроениями. Как утверждают «Ведомости», на октябрьских региональных выборах «ЕдРо», учитывая уроки прошлого народного волеизъявления, решила сменить стратегию и не дразнить электорат образами Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Так как баннеры с тандемом вызывают у населения раздражение, их использовать не будут. Также, по данным журналистов, единороссы в регионах пойдут на союз с оппозиционерами, предложив им руководящие посты.
А что оппозиция? Системная, скорее всего, ничего нового предложить не сможет, выставив везде своих единоличных кандидатов. Хотя и не исключено объединение в ряде областей КПРФ и «Справедливой России».
А вот несистемная оппозиция из региональной кампании совершенно выпала, отдавая все силы выборам в Координационный совет и Евгении Чириковой. Безусловно, голосование в КС и в мэры Химок — темы важные, но «забить» на регионы — значит бездарно потерять время, политические возможности и будущих активистов.
Пенза, Рязань, Белгород, Брянск и другие города и веси, где будут голосовать за самые разные органы власти, оказались исключенными из сферы внимания гражданских активистов столицы. Конечно, можно предположить, что позиции «Единой России» там настолько сильны, что выиграть у партии власти в принципе невозможно. Но попытаться раскрутить новые лица, привлечь молодых и активных наверняка было можно. Тем более что у компартии стабильное второе место в этих регионах. Что мешало тому же «Левому фронту», стремительно набравшему популярность, присоединиться к избирательной кампании КПРФ? И почему тот же Дмитрий Гудков, чей «Твиттер» и «ЖЖ» читают почти все «несогласные», не агитирует за представителей своей же партии? «Золотые кренделя» для него важнее…
Прописная истина: избирательная кампания, пусть и проигранная, является лучшим пиаром — оказалась совершенно забытой. И это хуже, чем ошибка, — это упущенный шанс для оппозиции вырваться за рамки Садового кольца.
Исправить ситуацию можно только одним — оперативным формированием команды независимых наблюдателей, координацией работы с теми зарегистрированными партиями, которые выставили своих кандидатов в противовес «Единой России». Однако не похоже, что кто-то из лидеров оппозиции или гражданских активистов собирается этим заниматься.
Комментирует Алексей Титков, политолог Высшей школы экономики, эксперт в области региональной политики
В целом, если говорить о регионах, губернаторских выборах, то для несистемной оппозиции они неудобны из-за муниципального фильтра. Это серьезный заградительный барьер, который не дает радикальным оппозиционным кандидатам никакого шанса. По части же депутатских выборов в заксобрания по партийным спискам также есть серьезная преграда — невозможность создания блоков, а в рамках одной партии собрать всех оппозиционеров сложно из-за их крайней идеологической разнородности.
Так что в случае с активностью оппозиции в регионах говорить можно лишь о неких единичных случаях вроде участия «РПР-ПАРНАС» в барнаульских городских выборах.
Еще одна проблема — отсутствие у оппозиции достаточно сильных кандидатов на местах. А в тех областях, где они есть, выборов пока не предвидится.
Так что несистемщики будут придерживаться тактики 2011 года: призывать голосовать за любую партию, кроме «Единой России», и любого кандидата, кроме действующего губернатора. Выступить в регионах глобально не получится.
Сконцентрироваться оппозиции следует на собственном проекте — выборах в Координационный совет. Здесь никаких серьезных препятствий, барьеров гражданам, желающим принять участие в голосовании, властями не создается. Избирательные участки организовывать не нужно, достаточно, чтобы у человека было подключение к Интернету. В этом смысле для оппозиции в условиях отсутствия доступа к телеканалам данное мероприятие станет серьезной проверкой на умение привлечь к себе внимания россиян.
Вопрос: получится ли? Пока проект со стороны выглядит не очень успешным. Количество зарегистрированных по стране избирателей — десятки тысяч. Для России с ее 100-миллионным взрослым населением это немного.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов