— Почему Ярославль так проголосовал? Это региональная особенность или, может, влияние ярославского мэра Урлашева, который сам прошел горнило выборов в качестве независимого кандидата и сейчас обеспечил честные выборы?
Ключ к пониманию ситуации в Ярославле — это избирательная система, которая существовала и существует в муниципалитет города. Она сводится к тому, что половина мандатов распределяется по партийным спискам, а половина по одномандатным округам.
Соответственно, в муниципалитете Ярославля 38 мандатов. Из них 19 — это одномандатные округа. «Единая Россия» выиграла 16 одномандатных округов, и еще 9 мандатов она получит по пропорциональной системе. Таким образом, всего в местном парламенте «ЕР» получает 25 из 38 мандатов, что является абсолютно достаточным для доминирования в муниципалитете Ярославля.
В этой связи можно сказать, что действительно «Единая Россия» поиграла в демократию на уровне партийных списков. Но по партийным спискам распределялось всего 19 мест, а «Единая Россия» получила 9, КПРФ — 4, «Справедливая Россия» — 3, «Патриоты России» — 2, и «Яблоко», преодолевшее пятипроцентный барьер, получило всего одно место в городском парламенте. То есть, в данном случае результаты выглядят как приличные только по партийным спискам. А если мы посмотрим на одномандатные округа, мы видим тотальное доминирование кандидатов от «Единой России».
У противников «ЕР» будет только 13 мандатов — вдвое меньше, чем у «Единой России». То есть единороссы в целом получают около двух третей мандатов.
На выборах в Ярославле речь идет не столько о большом демократизме городского руководства, сколько о сознательной ставке «ЕР» на победу в одномандатных округах, каковая и была достигнута.
Поскольку в региональные парламенты, во всяком случае в большинстве ситуаций, выборы проходят по спискам, то там нужен был сногсшибательный результат, а в условиях, когда половина депутатов избирается по одномандатным округам, сногсшибательного результата по списку не нужно. Нужен всего лишь приличный.
Такие схемы встречались на многих выборах. В частности, в свое время в Москве на выборах в московскую городскую Думу, где «Единая Россия» могла получить относительно немного голосов по партийному списку, она выиграла почти все одномандатные округа и за счет этого имела тотальное преимущество в городском парламенте.
Здесь абсолютно та же ситуация. То есть, имея возможность провести много кандидатов по одномандатным округам, власти просто решили не напрягаться и по пропорциональной системе, по спискам, дали возможность пройти еще нескольким партиям.
— То есть многопартийность в Ярославле весьма условная и «ЕР» не нужно будет ни с кем договариваться…
Зачем договариваться? 25 из 38 мандатов у «Единой России», то есть она будет тотально определять погоду в местном парламенте, все остальные партии могут присоединяться к ее мнению или не присоединяться, но решать все равно будет «ЕР».
Партия власти имеет свой электорат, достаточно большой, плюс административный ресурс всякого рода. При выборе по одномандатным округам, в общем, он обеспечивает победу почти со стопроцентной вероятностью.
— Можно ли на примере одного города, пусть и крупного, сделать выводы обобщенные? Иными словами, выборы в Ярославле отражают умонастроения людей во многих российских регионах?
Достаточно сложно судить об умонастроениях в стране по одному-единственному городу. Но если бы выборы проводились только по партийным спискам, то оппозиция получила бы чуть больше голосов, чем «Единая Россия». Либо было бы примерно поровну. Половина голосов в муниципалитете от «Единой России», половина от оппозиционных партий всякого рода.
Я думаю, что в данном случае это более-менее отражает тот раскол, который сейчас есть в обществе. Но поскольку были одномандатные округа, «Единая Россия» победила в Ярославле с большим преимуществом.
Материал подготовили: Елена Николаева, Александр Газов