В Думе продолжают спорить о виде избирательного бюллетеня, в котором надо уместить десятки партий

Татьяна РЯЗАНОВА,

парламентский корреспондент «Особой буквы»

Размер имеет значение

Размер имеет значение
Если на выборах примут участие все зарегистрированные 59 партий, длина бюллетеня составит 1,97 метра. Такая «простыня» еле-еле влезает в урну, не говоря уже о проблемах подсчета: «59 кучек, члены избиркомов будут лбами стукаться», — шутят в Думе.
8 февраля 2013
В четверг Госдума вновь вернулась к обсуждению вопроса о виде избирательного бюллетеня на предстоящих выборах. Из-за упрощения регистрации партий число участников на выборах может увеличиться до нескольких десятков, а следовательно, увеличится размер бюллетеня. Огромный бюллетень не нравится представителям большинства партий. Единственный, кто увидел пользу от такой «простыни», был коммунист Вадим Соловьев, по мнению которого, это позволит искоренить вбросы.

По-прежнему сохраняется интрига по поводу того, как будет выглядеть избирательный бюллетень на предстоящих осенних выборах. Этого пока не знают даже сами законодатели и Центризбирком. Если, к примеру, побороться за места в региональных парламентах решат 50 партий, то вид бюллетеня, созданного по нынешним стандартам, будет устрашающим. Его длина может достигнуть почти двух метров.

Это уже не первое заседание в стенах Государственной думы по проблеме вида бюллетеня. 20 января парламентарии уже обсуждали данный вопрос. Дискуссия была не менее веселой и также не дала конкретных результатов. Единственное, но существенное отличие в том, что тогда речь шла о «простыне» длиной в 1,7 метра, теперь же она увеличилась почти до двух метров. Видимо меньше чем за месяц партий в России прибавилось. (ДАЛЕЕ)

7 февраля за круглым столом в Госдуме собрались представители парламентских и непарламентских партий, а также представители ЦИК, чтобы обсудить возможные пути решения назревающей проблемы. Началось мероприятие со своеобразной игры: желающие могли «проголосовать» и опустить гигантский — 1,97 метра — бюллетень в урну.

Одной из первых к урне подошла председатель Народной партии «За женщин России» Галина Хавраева, и ей потребовалось несколько минут, чтобы найти название своей партии.

— Я не могу найти свою партию, — почти сдалась она в какой-то момент.

— Вы будете знать ее номер, — кто-то подсказал из зала.

— Ужасно неудобно, долго, — заявила Хавраева, отыскав все-таки нужную строчку в бюллетене. По ее мнению, в какой-то момент у нее даже появилось желание бросить все и уйти.

Однако коммунисту Вадиму Соловьеву, который справился с поиском КПРФ гораздо быстрее, «простыня» понравилась. По его словам, плюс от такого избирательного бюллетеня в том, что не будет вбросов целыми пачками. «Это просто невозможно», — радовался он.

Он заявил, что не стоит бояться того, что в выборах будут принимать участие 100—200 партий, все равно через какое-то время в стране останутся только те из них, которые имеют реальную поддержку граждан. Ему вторил депутат от ЛДПР Сергей Иванов, который считает, что многие партии просто проигнорируют избирательную кампанию.

Одновременно Соловьев высказался против идеи электронного голосования и электронного же подсчета голосов. Он сравнивал технический прогресс в этой области с атомной энергией, которую можно использовать для создания атомной бомбы. По его мнению, такой процесс будет невозможно контролировать, тем более оппозиции. «Мы выступаем за нормальный, ручной порядок голосования и подсчет голосов», — рассуждал коммунист.

И опять же с представителем КПРФ согласился член ЛДПР Иванов. Он тоже не верит в честность КОИБ (комплексов обработки избирательных бюллетеней). КОИБ, как он выразился, являются обычными арифмометрами, которые можно запрограммировать на определенный подсчет. «Дорого, нечестно, и на руках ничего нет», — так Сергей Иванов охарактеризовал ситуацию.

Зампред Центризбиркома Леонид Ивлиев вернул дискуссию в русло обсуждения вопроса о виде бюллетеня. Он напомнил о том, что уже сейчас зарегистрированы 59 партий, 34 их них имеют право принимать участие в выборах. Такая ситуация приведет к тому, что необходимо будет увеличивать не только размер бюллетеня, но и столы для тайного голосования. Соответственно увеличится время нахождения избирателя в помещении для голосования, время подсчета голосов, даже возникнет проблема протолкнуть документ в урну для голосования, в чем участники круглого стола имели возможность убедиться лично. В общем, проблем не счесть.

За внедрение технического прогресса, то есть голосования через Сеть, выступал эсер Дмитрий Гудков, который рассказ об опыте Эстонии. Там граждане могут голосовать в Интернете с помощью специальной карты, являющейся одновременно и паспортом, и проездным документом. Так можно организовать волеизъявление и у нас: 45 млн человек в России ежедневно пользуются Интернетом, напирал он.

Далее Гудков коротко напомнил о том, что предлагалось ранее на комитете: «бюллетень-простыня», бюллетень, на котором только номер парии без указания имен лидеров. «На мой взгляд, должна быть брошюра — книжка с описанием всех кандидатов, а на последней странице непосредственно сам бюллетень, который отрывается и опускается в урну. Тогда можно будет использовать и КОИБ», — предложил парламентарий.

Политик Борис Надеждин тоже полагает, что «простыня» никуда не годится. По его словам, разложить по 50 кучкам такие бумаги будет крайне сложно — «рукой не дотянуться, придется ходить». Среди членов комиссии возможны даже травмы — «будут лбами стукаться». Идею Гудкова о брошюре он тоже отверг, ведь состав партий может меняться, и выдвинул свой вариант: бюллетень-открытка. В «открытке» избиратель должен написать номер партии или кандидата, за которого отдает свой голос. «Как индекс написать на конверте», — пояснил политик. На обратной же стороне будут указаны названия партий, а на избирательных участках будут установлены стенды с фотографиями, описанием партий, кандидатов.

Ему возражал председатель Демократической партии России Андрей Богданов, рассказавший историю о том, как бабушки скругляли цифры при написании индекса и письма приходилось обрабатывать вручную. Он выступает за «бюллетень шахматкой», где пишется номер партии и ее эмблема. Номер будет присваиваться партии один раз и на всю жизнь, а не путем жеребьевки перед выборами. Если кто-то не участвует в голосовании — номер в бюллетене пропускается. На одном листе формата А3 помещается 54 квадратика, поэтому такие бюллетени можно было бы использовать и для КОИБ, заметил Богданов.

Председатель Российской политической партии мира и единства Сажи Умалатова призывала собравшихся не драматизировать ситуацию и напоминала про 90-е годы, когда тоже было много партий. Она признала, что «простыня» — это сложно, но избиратели к такой форме привыкнут. И вообще «надо объявить конкурс, пусть придумают», посоветовала Умалатова закинуть тему с бюллетенем в народ.

Подводя итог заседания, глава думского комитета по госстроительству Владимир Плигин заметил, что основное мнение партий заключается в том, что мы должны сохранить бумажный бюллетень, но над его формой надо работать. «Изменение в законодательство будет подготовлено в максимально оптимальные сроки», — пообещал он.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов