Павел Святенков, политолог
В основе отказа Михаила Прохорова от участия в мэрской кампании — политическое решение властей. Поначалу они предполагали провести более-менее конкурентные выборы в Москве, на которых, разумеется, все равно должен был победить Сергей Собянин. Но сейчас Кремль, вероятно, понял, что даже если Прохоров выборы проиграет, он может получить на них достаточно голосов, чтобы стать серьезной политической фигурой.
Относительно полноценная избирательная кампания нанесла бы урон аппаратному имиджу Собянина. Уважаемый человек, высокопоставленный чиновник, — а тут его на улицах критикуют. По замыслу власти, выборы никак не должны ударить по и.о. градоначальника, а наоборот — укрепить его, продемонстрировать, что страшные «рассерженные горожане» Москвы, «креативный класс», ушли в прошлое.
Выдвижение Прохорова и тем более его сестры могло бы создать точку консолидации недовольных. А если открыто подтасовать результаты — недовольство опять могло бы выплеснуться на улицы. Поэтому власть решила не заморачиваться и сделать выборы торжественной процедурой по избранию Собянина.
Кстати, аналитики часто недооценивают потенциал Ирины Прохоровой, которая, как предполагалось ранее, должна была стать кандидатом в мэры столицы. Она добродушная, доброжелательная женщина, без имиджевых недостатков брата. С одной стороны, по своим взглядам Прохорова крайняя либералка. С другой — она не участвовала в приватизации и никаких скандалов в Куршевеле за ней не числится. Ирина Прохорова всегда занималась гуманитарными проектами, выпускала журнал. А прошлые президентские выборы, где Прохорова была доверенным лицом брата, показали, что она вполне может полемизировать — Ирина выиграла те дебаты с Михалковым. И при этом и она, и брат могли бы, на мой взгляд, рассчитывать на 25—30 процентов голосов, а это можно считать успехом.
Снятие своей кандидатуры Михаилом Прохоровым также косвенно указывает на высокую вероятность того, что не зарегистрируют кандидатом Алексея Навального. Просто потому, что для властей было бы не логично снимать Прохорова, но оставлять Навального, который может стать консолидирующим оппозиционным кандидатом. Скорее всего, Навального «торпедируют» на стадии сбора подписей муниципальных депутатов.
Почему олигарх, оставив гонку, не поддержал кого-то из оппозиционеров? А кого он мог поддержать? Есть Навальный, которого Прохоров вряд ли будет поддерживать. Коммунист Мельников отпадает по идеологическим причинам. Что до Митрохина, то, если его выдвинут, шансы у него минимальные. В отличие от Петербурга, где у «Яблока» сильная фракция в заксе, в Москве эта партия воспринимается как реликт прошлого и вызывает тяжелое раздражение. Она уже не воспринимается как партия интеллигенции.
То, что Сергей Митрохин умудряется в ходе всякой кампании широко лепить свое изображение на агитматериалах, тоже не добавляет популярности ни ему, ни «Яблоку». На мой взгляд, на мэрских выборах, он мог бы рассчитывать только на незначительный результат. Рейтинг «Яблока» в столице в рамках статистической погрешности, и Митрохин не может стать точкой консолидации оппозиции.
В целом о прохоровской «Гражданской платформе» скажу следующее: это фиктивный проект, который призван занять пустующее место СПС, либеральной партии в Госдуме, потому что во власти и при власти есть те, кто считает, что такая партия там должна быть. Михаил Прохоров в этом плане раздает большие надежды, но их не оправдывает. Его сняли с выборов в Госдуму, а с выборов мэра Москвы он снялся сам.
А что такое отказ от участия в борьбе за кресло мэра Москвы? Это равносильно отказу от политической борьбы вообще.
Материал подготовили: Антон Семикин, Мария Пономарева, Александр Газов